Тысяча и одна обязанность
Машинист поезда – железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Казалось бы, все предельно просто, и именно так представляют себе эту профессию обыватели. Однако на деле все гораздо сложнее и интереснее, чем мы, простые люди, далекие от всех тонкостей этой профессии, можем себе представить. Об этом и пойдет речь в разговоре с директором Шуского эксплуатационного локомотивного депо филиала АО «Локомотив» Талгатом Канатовичем Абеновым (на снимке).
- Талгат Канатович, железная дорога из окна кабины машиниста совсем не такая, как с пассажирского места, расскажите, пожалуйста, подробнее о работе машиниста.
- Хочу сразу отметить, что любовь к этой профессии передается по наследству, и тот, кто почувствовал ее притягательность и осознал свое призвание, уже не уйдет с железной дороги никогда. Поэтому в нашем депо рабочая династия – это дело обычное. Омирзаковы, Бирюковы, Асиловы – это лишь небольшой список династий железнодорожников, члены которых в свое время трудились, а их потомки продолжают дело дедов и отцов. Я и сам являюсь членом семьи железнодорожников.
Если же говорить о самой профессии, то тут в двух словах и не опишешь весь груз ответственности, который ложится на плечи машинистов. Но можно смело сказать, что машинист - ключевая фигура на железной дороге. И спорить тут не приходится - машинистом стать совсем непросто. Изначально два года надо побегать в помощниках, потом пройти сквозь сито психологического отбора, снова поучиться, «обкататься» и лишь тогда тебе доверят пульт машиниста.
В пути он должен видеть и слышать абсолютно все, быть связистом, путейцем, слесарем, диспетчером, для пассажиров - психологом, доктором и еще невесть кем – всё для нашей с вами безопасности. Им необходимо следить за сигналами семафора, видеть, что происходит на дороге. А она неспокойная: тут работают люди, там бегают животные, то уклон, то спуск, которые надо регулировать скоростью. Переезды, перегоны, встречные поезда, информация по внутренней связи. Машинисты все это понимают и не ропщут, хотя каждый тенге зарабатывается непросто. В общем, из прелестей у этой профессии - неплохая заработная плата да романтика дальних дорог, но, как шутят машинисты, она очень быстро выветривается. Как по мне, так ее просто не замечаешь – некогда. Одним словом, на плечах машиниста тысяча и одна обязанность.
- Как же они справляются со всей этой ответственностью?
- Для самих машинистов в этом нет ничего неординарного. Они привыкли жить вне расписания, особенно те, кто водит грузовые поезда. У них жизнь подчинена ожиданию. Поначалу сложно, но потом привыкают, набираются опыта. Здоровый образ жизни – залог профессионального долголетия. Каждодневные медосмотры напрочь отбивают охоту иметь вредные привычки. На содержание алкоголя в крови не должно быть даже намека. Кроме этого, они проходят курсы повышения квалификации, ведь в последнее время по железным дорогам нашей страны стала ходить совершенно новая техника. Также у машинистов имеется специальная книга, куда они вносят свои замечания в целях дальнейшего предотвращения допущенных недостатков работниками тех или иных железнодорожных организаций. Да и в семьях у машинистов должна царить особая атмосфера, о чем мы неоднократно напоминаем супругам, матерям в ходе встреч, ставших уже традиционными.
- Какими успехами локомотивных бригад за ушедший год вы можете поделиться и какие задачи перед ними стоят в этом году?
- Улучшилось обеспечение безопасности железнодорожного движения, не было допущено порчи, браков и задержек грузовых и пассажирских поездов. Кроме этого, была предотвращена крупная авария, благодаря слаженной работе машиниста Мухтара Табулдиева, за что он был поощрен знаком от президента акционерного общества.
Что касается впередистоящих задач, то первостепенной из них является, как и прежде, повышение уровня безопасности дорожного движения, а также технической культуры парка, ведь от этого зависит сохранность грузов, жизни пассажиров. Предстоит решить и другие организационные вопросы, направленные на повышение доходности предприятия, производительности труда, экономию топливно-энергитических ресурсов.
Также хотелось бы отметить, что президент акционерного общества объявил 2016 год Годом машиниста, в рамках которого в нашей организации будут проведены всевозможные конкурсы, тематические мероприятия, направленные на формирование позитивного образа машиниста, как главной фигуры железной дороги. Проведение Года машиниста – это дань уважения благородному труду локомотивной бригады на благо развития железной дороги. Данное решение было принято для того, чтобы повысить социальный престиж профессии машиниста и помощника машиниста, оказать содействие для развития профессионального потенциала локомотивной бригады.
- Что бы вы хотели добавить в завершение нашей беседы?
- Глава государства Нурсултан Назарбаев призывает всех казахстанцев принять активное участие в реализации задач, указанных в его ежегодном Послании. Поэтому своим коллегам я не устаю повторять о добросовестном отношении к своим обязанностям, что, на мой взгляд, и является поддержкой этого важного стратегического документа, направленного на развитие страны и повешение благосостояния народа.
- Благодарю за содержательный разговор.